Вы здесь: Главная > уроки вокала > Обучение вокалу

Обучение вокалу

Три кита при обучении вокалу

Грамотное обучение вокалу начинается с трех китов: опоры, дыхания и вокальной маски. Следовательно, без опоры красивое пение, если и получится, то ненадолго.

По собственному опыту знаю, как быстро устает и начинает хрипеть голос, когда не поешь на опоре. Да и любой грамотный вокалист сразу видит, как поет человек, на опоре или без нее.

Когда человек поет на опоре, то звук идет сочный, долгий, красивый. Напротив, пение на связках отличается не прочным звуком. Кроме того, не полным диапазоном и быстрой утомляемостью исполнителя.

Прошлый пост «Дыхание и опора» я начала с вокального дыхания. А сегодня хочу познакомить с понятием опоры. Определение вокального дыхания и певческой маски здесь тоже немного затрону.

О вокальной маске есть разные точки зрения, нужна она или нет.  А вот вокальная опора и правильное дыхание признаются всеми преподавателями вокала.

Понятие опоры

Вы смотрели фильм 62 или 63 года под названием «Приходите завтра»? Этот фильм можно найти в интернете без труда, он о судьбе одной трагической актрисы.

Актриса, как и ее героиня фильма, обладала шикарным голосом. Поэтому в фильме много есть кадров, где героиня фильма поет или распевается.

И вот в одном таком кадре мне сразу бросился в глаза специфический жест руками певицы. Прежде, чем сесть за рояль, она проверяет свою вокальную опору. Смотрите внимательно.

Да, вокальную опору чаще всего и проще всего определить своей рукой. Однако, эффективнее применять подручные инструменты для этой цели. Какие? Например, зонтик, скалку для пельменей, пластиковую бутылку или что-то подобное.

Не всегда обучение вокалу включает в себя технику определения вокальной опоры. А поддержание вокальной опоры на протяжении всего занятия – это целое искусство. И далеко не каждый преподаватель вокала таким знанием обладает.

Мне посчастливилось получить грамотные курсы по вокалу, где понятию опоры посвящено несколько уроков. Кстати, в этих уроках преподаватель вокала рекомендует применять определенные инструменты. В своих видео уроках она показывает, как их использовать.

Подробнее об этом можно узнать из моей бесплатной книги, которая так и называется: «Понятие опоры».

Упражнения на опору

Приступаем к практике. Приложите руку в область вашего пресса и несколько раз произнесите: кс, кс, кс. Да, звук такой, будто вы киску зовете – это всем знакомо. Даже если у вас нет кошки, звук этот вам с детства знаком, я уверена.

Держа руку на прессе, вы произносите несколько раз: кс, кс, кс. Может, не сразу, но вы почувствуете, как напрягается ваш пресс. Прислушайтесь к себе, чувствуете?

Вот в этом и есть понятие опоры. А теперь попробуйте на таком твердом прессе просто подышать, как собачка – резко и быстро. Такое упражнение помогает не только почувствовать вашу вокальную опору, но и долго ее держать.

Обучение вокалу включает в себя упражнения на опору. Вы должны приобрести навыки создания вокальной опоры, удержания вокальной опоры и ее применение в пении.

Повторяйте упражнения и старайтесь удержать напряжение в прессе без звука. Затем, произнося разные звуки, проверяйте и держите ваш пресс в напряжении.

Звуки произносите, как гласные, так и согласные. Старайтесь в течение дня говорить на опоре. А чем больше будете петь, тем сильнее будет напряжение в прессе.

Вокальная маска

Коснусь слегка темы вокальной маски. Как я уже отметила, не все вокалисты считают маску необходимой при обучении вокалу. Однако, это не совсем так.

Насколько я убедилась, общаясь с разными преподавателями вокала, маска у профессиональных певцов всегда применяется. Просто, есть особенности каждого вокалиста, при которых его вокальная маска мало соответствует принятым критериям.

К примеру, в эстрадном пении основу маски составляет улыбка, а в академическом вокале чаще всего учат петь с твердыми и округленными губами. Это нелегко объяснить на словах, легче показать.

В свободном доступе есть разные видео, хотя их не так много, где обучение вокалу включает  разъяснение по вокальной маске. Красноречивый пример с горячей картошкой во рту, понятно, что картошка воображаемая.

Представляем, что у нас во рту горячая картошка и для того, чтобы не обжечься, мы приподнимаем верхнее нёбо. А приподнимаем нёбо, опять же, изображая зевок и при этом не открывая рта, как на снимке ниже.

обучение вокалу

У меня в группе при обучении вокалу сразу все начинают безудержно зевать. Но вот это состояние зевка надо запомнить и применять в пении.

А теперь соединим предыдущее упражнение с новым. Говорим: кс-кс-кс, представляем во рту картошку, приподнимаем зевком верхнее нёбо, приоткрываем рот и добавляем улыбку.

Смотримся в зеркало. Не забывайте, что все упражнения при обучении вокалу нужно отрабатывать перед зеркалом. Иначе ваше тело может запомнить не совсем красивое выражение лица.

Перед зеркалом отрабатываете вашу вокальную маску. Тренируйтесь несколько раз в день по 2-3 минуты. За 1-2 недели ежедневных тренировок у вас выработается более-менее устойчивая привычка.

Ваша вокальная маска должна появляться на вашем лице сразу, как только вы начинаете петь.

Разобраться в теме поможет видео: «Вокальная опора, дыхание при пении».

А я желаю вам успехов и до встречи в следующем посте.

Метки: ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

<