Вы здесь: Главная > Притчи Христа > Притчи Иисуса Христа: три типа

Притчи Иисуса Христа: три типа

Здравствуйте!

Начинающим читать Библию для легкости понимания рекомендуют Новый завет. Конечно, легкость эта относительная, ведь Новый Завет полностью написан на учениях Ветхого завета.

Казалось бы, что проще в Библии, чем притчи Иисуса, –  ведь они так похожи на басни Крылова, которые изучают в школе начальных классов. Увы, и многие христиане преподносят притчи Иисуса Христа с толкованием басни: в них очень просто определить, кто осел, кто козел, а кто есть косолапый мишка. 

Меня тоже так учили в церкви евангелистов, куда я однажды пришла и там крестилась. Я не скажу, что все притчи истолковываются неправильно, однако некоторые сразу вызывают сомнение насчет последствий, если верить басенному истолкованию.

Например, притча о бедной вдове, которая пришла к судье, и он долго не хотел выслушать ее дело и вынести решение в ее пользу. Или притча о друге, в полночь не пожелавшему открыть дверь и дать хлеба просившему, – вот так друг!

Наученные басням Крылова, верующие наделяют героев из любой притчи образами Бога, который отвечает на молитвы лишь после долгого обращения к Нему. Это напрягает, если мы уверены, что Бог наш любящий Отец – неужели к Нему так трудно достучаться?

Все становится на свои места, когда начинаешь исследовать Библию вместе с человеком божьим, наделенным мудростью от Бога и знанием законов, по которым эти притчи были писаны и были в бытовом ходу среди евреев. В бытность Иисуса ведь тоже были школы, и также были учителя, известные своим учением…

Воспринимая все притчи Христа на один манер, многие верующие совершенно не понимают,  о чем Иисус учит в Евангелии.

Отсюда и бесконечные молитвы об одном и том же к Богу, и проповеди о богатстве и процветании на основе Слова Божьего, о закопанном таланте  собственных способностей, и не верное понимание того, когда надо подставить правую щеку, если тебя ударили по левой… к сожалению, и многое другое.

В соответствии с методикой обучения в древнееврейских школах имеют Притчи Иисуса Христа  три типа: истолкование, иллюстрацию и сравнение. Определив тип каждой притчи Иисуса, мы можем правильно понять то, что именно данной притчей хотел сказать Иисус Христос.

1-й тип: ПРИТЧА-ИСТОЛКОВАНИЕ

3         И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

            4         и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

            5         иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

            6         Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

            7         иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

            8         иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. 13:3-8).

Кто не знает эту притчу о сеятеле? Здесь мы ничего не выдумываем, читаем дальше и там все Иисус объясняет, – это притча-истолкование.

Далее, с 24 стиха начинается притча с интерпретацией, в которой тоже есть истолкование, но где оно?

24       Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

            25       когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;

            26       когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

            27       Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

            28       Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

            29       Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

            30       оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Оказывается, надо дойти аж до 36 стиха, где ученики просят истолковать им притчу:

36       Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

В этой притче истолкование четко привязано к тексту, кто есть кто, то есть, не просто семя, раскиданное и при дороге, и в каменистую почву, а семя – это сыны Царствия, и сыны лукавого – это плевелы.

37       Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

            38       поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;

            39       враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

 Суть притчи о плевелах в том, что она отвечает на два важных вопроса: почему Бог не уничтожит всех злых людей на земле? И когда решается судьба каждого человека?

Как мы можем знать, кто злой, а кто добрый? Лишена ли спасения женщина, сделавшая аборт? Лишен ли спасения человек в камере смертников? Когда человек умер, он сразу попадает в ад или рай?

40       Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

            41       пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42       и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

            43       тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Оказывается, ответ прост и он скрыт в этой притче о плевелах, –  при кончине века Бог решит судьбу каждого человека! Вот о чем учит притча о плевелах.

2-й тип: ПРИТЧА-ИЛЛЮСТРАЦИЯ

23       Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

            24       когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

            25       а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

            26       тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

            27       Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

            28       Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

            29       Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

            30       Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

            31       Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

            32       Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

            33       не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

            34       И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф.18:23-34).

В притче с истолкованием все было более понятно, кто сеятель, что означает поле… а в притче-иллюстрации государь – это кто? Бог? Мы должны что-то Богу и нам надо с ним рассчитаться? А кто тогда жена, дети, и что такое рабство?

Оказывается, эта притча по-другому устроена. Если нет истолкования притчи, значит, это притча-иллюстрация. Истолкование притчи всегда дается ниже, а если притча-иллюстрация, то объяснение нужно искать выше по тексту.

Такая притча немного нереалистична, она имеет преувеличение, гиперболу, и надо понять, что здесь преувеличено и  что именно притча иллюстрирует. О чем написано чуть выше? Петр спрашивает, сколько раз прощать брату, до семи ли раз, как их учит предание?

На это Иисус отвечает, что не до семи, а до семижды семидесяти раз… это что значит? Ты одолжил деньги, тебе не отдали, ты опять одолжишь, чтобы снова не отдали? Ведь именно так понимают многие верующие гиперболу в притчах Иисуса Христа.

Нет, притча-иллюстрация учит о другом, она учит о том, что сколь много тебе прощено, то стоит ли придираться к мелочам в жизни, стоит ли искать в других какие-то безобразия, если в тебе тоже они есть?!

Здесь ставится вопрос об отношениях людей друг к другу: ведь Бог нас простит настолько, насколько мы умеем прощать других. Вопрос не в количестве прощений, а в качестве: способны ли мы вообще прощать людей?

3-й тип: ПРИТЧА-СРАВНЕНИЕ

26       Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

            27       Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

            28       И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

            29       но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

            30       если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

            31       Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

            32       потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

            33       Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:26-33).

Самый сложный тип притчи – это сравнение, от меньшего к большему. Сравнение показывает, что если малое верно, то большее верно тем более.

Особенно отчетливо виден раввинский подход к притчам в тексте Евангелия от Луки, глава 18, в притче о судье. Кто этот судья? Вот уж где поистине жуткое сравнение этого судьи с Богом, а именно так понимают многие верующие.

Но притча – не басня, еще раз подчеркнем это, тут судья и есть судья, и он Бога не боится.

1         Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

            2         говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

            3         В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

            4         Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

            5         но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

            6         И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

            7         Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

Кто такая вдова в то время? Это совершенно незащищенная, бесправная женщина, она не имеет права подписывать никакие документы, у нее нет ни мужа, ни сына, ни брата, которые могли бы решить ее дела в суде.

За вдову некому заступиться и она просит судью, чтобы он вступился за нее и защитил ее от притязаний соперника, возможно, на землю. Земля есть, есть поле, а документов нет, и любой может отобрать поле, обидеть вдову.

И в этой притче идет сравнение, что если судья неправедный, не боящийся Бога и не стыдящийся людей, помог вдове, хоть и по неотступности ее, очень много она приложила сил для этого, то неужели Бог не защитит своих людей?

Эта притча также похожа на притчу про друга: там друг есть друг, тут судья есть судья. И если такие люди вынуждены оказать помощь тем, кто просит, то тем более Бог всегда поможет обратившихся  к Нему.

Наверное, все-таки, не следует неотступно привязываться к Богу со своими просьбами? Зачастую, верующие именно привязываются к Богу, как к тем людям не очень добрым, которые показаны для сравнения, – а ведь Бог слышит и всегда отвечает на наши молитвы.

Вот так учат притчи Иисуса о том, как не надо молиться, как не надо преследовать людей по мелочам, как не надо решать за Бога, кому в рай, а кому в ад…

Притчи Иисуса учат видеть этот мир Его глазами, понимать, что происходит, как строить взаимоотношения с Богом и с ближними своими.

Подведем итог, коротко о сказанном: какие три типа притч использует Христос в своем учении?

Притчи Иисуса Христа с толкованием обязательно имеют объяснение ниже по тексту Библии.

Притча-иллюстрация, напротив, выше по тексту дает нам суть того, о чем говорится в данной ситуации, чему Иисус учит своих учеников и что из этого должны понять мы.

Притча-сравнение дает контекст от меньшего к большему. Сравнение показывает, что если малое верно, то большее верно тем более.

Для закрепления темы посмотрите всего лишь тридцатиминутное видео Александра Болотникова, чтобы в сознании вашем четко уложилась разница между притчами Иисуса и баснями Крылова.

притчи Иисуса Христа с толкованием

Божьих вам благословений!

Метки: толкование притч Христа

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

<